Машинист взорванного поезда: паники в вагонах не было

Александр Каверин. Александр Демьянчук/ ТАСС
Александр Каверин

По словам Александра Каверина, по прибытии состава на станцию пассажиры сразу стали помогать пострадавшим

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 апреля. /ТАСС/. Машинист взорванного в петербургском метрополитене поезда Александр Каверин сообщил, что, когда состав прибыл на станцию и открыл двери, люди в вагонах не паниковали и начали помогать пострадавшим.

"Паники не было. Когда открылись двери первого вагона, все пассажиры стояли и хором объясняли, что произошло, даже не вышли из вагона", - сказал он журналистам.

По словам Каверина, во время движения в тоннеле между станциями "Сенная" и "Технологический институт" он слышал хлопок, но сразу не стало понятно, что именно случилось.

"Произошел хлопок и запыление, состав продолжал движение. Я связался с диспетчером и сообщил ему о ситуации, в этот момент стали поступать непонятные сообщения по связи "пассажир - машинист". Одновременно говорили все во всех вагонах, о чем я также сообщил диспетчеру, и принял решение согласно инструкции по действиям в таких случаях, которая была специально разработана в метрополитене. Так как состав шел без замедления, я принял решение о выводе состава на станцию", - отметил машинист.

Инструкция спасла жизнь

"Инструкция действительно есть, жизнь показывает, что в экстремальных ситуациях люди становятся героями, когда принимают единственно правильное решение, которое приводит к спасению людей. Много есть историй на транспорте: и террористические акты, и аварии, когда люди просто теряются, и были случаи (не у нас), когда поезда останавливались в тоннеле, и при возгорании большое количество людей задыхалось и сгорало. Здесь человек, безусловно, пользуясь инструкцией, не растерялся от большого количества информации, которая поступала от пассажиров, и принял правильное решение, которое спасло жизнь людям", - сказал журналистам начальник петербургского метрополитена Владимир Гарюгин.

Он подчеркнул, что это позволило оказать помощь раненым, обезопасить остальных пассажиров поезда: взрыв произошел в тоннеле, и если бы поезд остановился, то пришлось бы извлекать раненых из искореженного вагона в узком пространстве и нести их около километра, что могло бы усугубить их состояние.

"Мы поняли, что произошло, только после остановки состава", - сообщил Каверин. По его словам, "удачно получилось, что в этом месте располагается линейный пункт "Технологический институт", где находились в этот момент три машиниста-инструктора". Он вызвал их звуковым сигналом, и они вышли встретить состав.

"Естественно, в вагонах сразу же открыли двери, чтобы пассажиры могли выйти. В течение минуты была сумятица, потом инструкторы пошли выяснять дальше по составу. При дальнейшем осмотре стало понятно, что произошел взрыв", - рассказал машинист.

Поезд не подлежит восстановлению

Поезд, в котором произошел взрыв, по словам начальника метрополитена, восстановлению не подлежит. "Состав был изуродован - он даже в тоннель не помещался, чтобы его отогнать на конечную станцию", - отметил Гарюгин. Сейчас этот поезд находится на площадке депо "Автово", в дальнейшем будет утилизирован.

После происшествия руководство метрополитена приняло решение закрыть все станции для комплексной проверки на несколько часов. Эта мера, которая доставила массу неудобств горожанам и туристам, была, по мнению Гарюгина, необходима. "Чтобы не было каких-то неожиданностей, мы проверили все пассажирские зоны, весь подвижной состав, даже проверили все служебные помещения, которые находятся за контролем доступа", - сказал начальник метрополитена.

По его словам, "на сегодняшний день в метрополитене имеются средства защищенности". За прошлый год было выявлено более 10 тысяч предметов, вызывавших подозрение. "Безусловно, меры принимаются, мы усиливаем контрольную службу, увеличиваем количество работников", - сказал Гарюгин.

Но, отметил он, чрезмерное усиление мер безопасности могло бы помешать пассажирам и снизить пропускную способность метро. "Конечно, можно сделать аэропорт из метрополитена, но вы сами понимаете, сколько тогда будет пассажиров", - сказал Гарюгин.

В настоящее время Петербургский метрополитен ежедневно перевозит более 2 млн человек.

Наградить за гражданскую позицию

По словам начальника метрополитена, грамотные действия сотрудников позволили предотвратить многие негативные последствия взрыва. Они оперативно вызвали медиков, помогли организовать эвакуацию. Большую помощь им оказали пассажиры.

"В этой ситуации целый ряд людей проявил свою настоящую гражданскую позицию, они показали, как надо себя вести в такой непростой ситуации. Я видел, как и работники метрополитена, и пассажиры поезда оказывали друг другу помощь. Было много искалеченных людей, были стоны, но не было истерик", - рассказал Гарюгин, который оказался на месте через несколько минут после происшествия.

Он сообщил, что несколько сотрудников представлены к награде. В их числе машинист Александр Каверин и Нина Шмелева - дежурная по станции "Технологический институт", которая, как отметил Гарюгин, "очень много сделала для того, чтобы как можно быстрее способствовать выходу из этой ситуации".

Руководство метро также приняло решение о награждении инспектора по станции "Площадь Восстания" Альберта Сибирского, который обнаружил там взрывное устройство и помог предотвратить второй теракт. "Благодаря бдительным действиям работника службы контроля удалось предотвратить другое происшествие - на станции "Площадь Восстания". Там тоже было взрывное устройство, которое могло нанести серьезный ущерб. Он вовремя оградил место, вовремя вызвал специалистов, в результате был предотвращен теракт", - отметил Гарюгин.

Взрыв неустановленного устройства в вагоне поезда петербургского метро произошел на перегоне между станциями метро "Технологический институт" и "Сенная площадь" 3 апреля около 14:40 мск. Следственный комитет РФ квалифицировал происшествие как теракт, но проверяет и другие возможные версии. По последним данным, в результате взрыва погибли 14 человек.